Что такое школа приемных родителей

Многие думают, что для воспитания приемного ребенка достаточно иметь желание, уметь любить, дарить тепло, ласку и заботу. На деле оказывается, что любви и желания недостаточно. Школа приемных родителей не учит любить детей, у нее другая задача — помочь принять осознанное решение о приемном родительстве.

    Принимая любое решение, мы опираемся на свой жизненный опыт. А опыт собственного детства обычно не позволяет приемным родителям подготовиться к тому, с чем к ним придет приемный ребенок. Ведь многие дети, оставшиеся без родителей, имеют травматичное прошлое с опытом потери семьи, жестокого обращения или заброшенности, отвержения или даже сексуального насилия.

    Всем родителям не помешают знания о детях, о психологии, об отношениях. Но если речь идет об обычной семье, то можно обойтись и без этого: собственный более или менее удачный опыт плюс природа и инстинкты свою работу сделают. В случае же с приемными детьми мы сталкиваемся с тем, чего не должно быть в принципе. Не должно быть детей без семьи, не должно быть, чтобы с детьми жестоко обращались, дети не должны расти с беспомощными, инфантильными взрослыми. Для подготовки к встрече с таким ребенком и существует Школа приемных родителей.

    Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 апреля 2020 года № 165 утверждены требования к содержанию программы психологической подготовки, порядка организации деятельности по психологической подготовке граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью и формы сертификата о прохождении такой подготовки.

   Программа психологической подготовки включает следующие разделы:

     1) введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители;

     2) представление о потребностях развития приемного ребенка и компетентном подходе приемных родителей. Мотивация совершенствования воспитательных компетенций у кандидатов в приемные родители;

      3) особенности развития детей на разных возрастных этапах. Возрастные кризисы детей и понимание причин и проявлений отставания ребенка в развитии;

      4) особенности развития и поведения детей, подвергавшихся насилию и жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. Сексуализированное поведение;

      5) стадии переживания горя и потери в жизни ребенка и их особенности. Понимание поведения ребенка в период проживания утраты, разрыва с биологической семьей. Депривация;

      6) этапы адаптации приемного ребенка и семьи. Представление о путях разрешения конфликтов и осознание слабых и сильных сторон как воспитателя;

      7) "трудное" поведение приемного ребенка. Способы реагирования на "трудные" поведение и навыки управления поведением ребенка;

      8) представление об основных требованиях к безопасному воспитанию и подходах к формированию полоролевой идентичности детей. Создание безопасной среды для ребенка;

      9) осознание семьи как системы и ее составляющих элементах. Понимание потребностей приемного ребенка и возможностей приемной семьи. Готовность на возможное взаимодействие с биологической семьей;

      10) основы законодательства Республики Казахстан о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Взаимодействие с органами опеки;

      11) умение отпустить повзрослевшего ребенка либо расстаться с ребенком в случае воссоединения с биологической семьей. Профессиональное сопровождение – как фактор оказания поддержки семьи в период адаптации ребенка.

     Общая продолжительность программы составляет не менее 42 и не более 60 академических часов. Продолжительность обучения в день не менее 3 академических часов. Один академический час составляет 60 минут.

    В Костанайской области психологическая подготовка осуществляется организациями по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики Казахстан, а также организациями образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Общественный фонд «Ана үйі», Рудненский детский дом, детская деревня семейного типа «Жануя».

  

    Психологическая подготовка граждан осуществляется на безвозмездной основе. По окончанию курсов выдается сертификат о прохождении психологической подготовки граждан в течение 7 рабочих дней после завершения психологической подготовки.

     Формат подготовки будущих приемных родителей — интерактивный тренинг. Не только лекции, но и моделирование ситуаций, игры. Среди тем, поднимаемых в ходе работы: страхи и ожидания от усыновления, юридические вопросы, возрастные и медицинские особенности развития детей, привязанность и травма привязанности, поиск ребенка и первая встреча, адаптация.

    Занятия в Школе приемных родителей никого и ни к чему не обязывают — человек сам определяет, что ему дальше делать: усыновлять, принимать под опеку или отказаться от этой идеи вообще. Но если приемные родители задумались однажды о том, чтобы дать ребенку-сироте главное в жизни — семью, важно сделать это осознанно и как минимум не навредить.

     С 21 апреля 2022 года при нашем Центре начнет работу Школа приемных родителей. По всем интересующим вопросом можно обращаться по телефону: 2-05-15